Когда вы воспитываете малыша, вы хотите, чтобы все шло по правилам: когда он начнет спать по ночам, когда начнет есть твердую пищу, когда начнет ходить и говорить.
Но когда все происходит не совсем так, как вы предполагали, это может стать причиной стресса, например, если ваш ребенок начинает заикаться.
«Вы не являетесь причиной заикания вашего ребенка. Это миф, что родители и воспитатели вызывают заикание, говоря о нем или привлекая к нему внимание», — говорит Даниэль Л. Картик, MS, CCC-SLP, дефектолог-логопед из MGH Chelsea HealthCare Center в Челси, штат Массачусетс. «Существует множество факторов, способствующих появлению и развитию заикания у ребенка, а также множество вещей, которые мы можем сделать для поддержки ребенка и его семьи».
Далее вы узнаете, что такое заикание, каковы его признаки и симптомы, как оно диагностируется и как его лечить.
Что такое заикание у детей?
Заикание относится к дисфлюэнтному производству речи, или когда поток речи прерывается, объясняет Кьяра Фан MS, CCC-SLP, дефектолог-языковед в TIRR Memorial Hermann Outpatient Adult and Pediatric Rehabilitation.
Она добавляет: «Речевые нарушения, характерные для заикания, включают повторение части слова, повторение целого слова, растягивание звука слова или «застревание» при произнесении звука слова».
Заикание возникает, когда поток речи прерывается, что приводит к повторению или растягиванию звуков или слогов, или к попытке произнести слово, когда звук не выходит.
Существует три различных типа заикания. Наиболее распространенным среди малышей является заикание, связанное с развитием.
«Развивающееся заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет», — говорит Фан. «Считается, что это связано с тем, что речевые навыки ребенка не успевают за его языковыми навыками — у ребенка есть идея, которую он хочет выразить, но он все еще учится ее вербализовать». Поскольку они не могут вербализовать идею в том же темпе, в котором они ее обдумывают, это может проявиться в виде заикания.
«Беглость речи особенно уязвима в этот период значительного развития, — говорит Жаклин Тоскано, MA, CCC-SLP, дефектолог-языковед в MGH Chelsea HealthCare Center в Челси, штат Массачусетс. Это происходит потому, что существует так много областей развития, которые объединяются, когда дети говорят, включая артикуляцию, язык, моторику и эмоциональные навыки, и они не всегда идеально выстраиваются».
«Заикание в процессе развития также является наиболее распространенной формой заикания, и около 80% детей действительно перестают заикаться через некоторое время», — добавляет Тоскано.
Примерно 5-10% всех детей заикаются в тот или иной момент своей жизни, продолжительностью от нескольких недель до нескольких лет, причем мальчики заикаются в три раза чаще, чем девочки.
Второй тип — это нейрогенное заикание, или заикание, которое развивается после инсульта, травмы головы или другого вида повреждения мозга. «Нейрогенное заикание разнообразно по своему проявлению и может включать частичные повторы слов, посторонние движения рта и паузы в неожиданных местах высказывания», — объясняет Фан.
Третий и самый редкий тип — психогенное заикание, или заикание, которое развивается после эмоциональной травмы. «Это может быть похоже на заикание при развитии», — говорит Кортни Перриго, MS, CCC-SLP, логопед в MGH Chelsea HealthCare Center в Челси, штат Массачусетс. «Но мы, насколько нам известно, обычно не диагностируем этот тип заикания у малышей, поскольку обычно на развитие заикания у детей младшего возраста влияет несколько факторов».
Признаки и симптомы заикания
Если вы заметили изменения в речи вашего ребенка, одним из главных признаков того, что это может быть заикание, является семейная история.
«В заикании есть генетический компонент», — говорит Картик. «Если в семье есть заикающийся человек, есть большая вероятность того, что кто-то еще в этой семье заикается или заикался в детстве». Действительно, ученые из Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) выявили варианты четырех генов, ответственных за заикание.
Помимо вышеупомянутых вербальных симптомов, существуют вторичные формы поведения, которые обычно сопровождают заикание.
Общие вторичные формы поведения при заикании
- моргание глазами
- кивание головой
- постукивание ногой
- движения тела
- видимое напряжение
- повышенный тон голоса
- избегание слов и/или речевых ситуаций
Стрессовые ситуации, такие как выступление перед классом, могут усугубить заикание ребенка.
Как диагностируется заикание?
Если вы обеспокоены речью своего ребенка или заметили у него какие-либо из вышеперечисленных симптомов, первым шагом будет беседа с педиатром и/или специалистом по патологии речи (SLP). Поскольку в большинстве случаев заикание у малышей является результатом отставания в развитии, оно часто проходит само по себе, и визит к врачу не является необходимым — хотя существует переломный момент.
Вот некоторые отличия, на которые следует обратить внимание:
Нет необходимости беспокоиться
- Заикание появилось до 4 лет
- Симптомы длятся менее 6 месяцев
- Речь не вызывает стресса или разочарования
- Нет семейной истории заикания
- Нет других физических проявлений во время речи
Время для визита к врачу
- Заикание появилось после 4 лет
- Симптомы длятся более 6 месяцев
- Речь вызывает заметный стресс или разочарование
- Заикание встречается в семье
- Вторичные физические проявления во время речи
Если вы все-таки решите обратиться к специалисту, он проведет обследование.
«Как правило, SLP проводит углубленную историю болезни, чтобы узнать больше о ребенке, включая его общее развитие», — объясняет Тоскано. Кроме того, будет проведен скрининг речевых и языковых навыков ребенка, и SLP будет наблюдать за беглостью его речи в различных контекстах». Оценка заикания является многогранной, поскольку она оценивает различные области, включая наблюдение за поведением заикающегося, вторичное поведение, а также мысли и чувства ребенка по поводу его речи и заикания».
Эта оценка определит, необходимо ли косвенное или прямое вмешательство.
Лечение заикания у детей
Первый способ лечения заикания у детей — это косвенное воздействие на родителей или воспитателей.
«При развивающемся заикании, особенно если ребенку ближе к двум годам, мы можем сначала попробовать косвенную модель, где мы обучаем родителей моделировать медленную речь. Мы также учим родителей задавать меньше вопросов», — говорит Фан.
Другие стратегии, которые могут использовать родители, говорит Перриго, включают в себя концентрацию внимания на том, что говорит ребенок, а не на том, как он это говорит, поддержание зрительного контакта и предоставление ему достаточно времени, чтобы выразить себя, не давя на него, не торопя и не пытаясь закончить предложение.
Одно важное замечание: этот подход никогда не предполагает, что взрослый говорит ребенку говорить по-другому. «Моделирование более медленного темпа в собственной речи — это нормально, но мы попадаем в туманную область, если пытаемся сказать маленькому ребенку, чтобы он говорил медленнее, поскольку он может быть не готов к этому когнитивно», — объясняет Перриго. Мы также не хотим, чтобы общение ассоциировалось у них с чем-то, что они делают «неправильно» и что им необходимо изменить так рано, если это вообще возможно».
Вместо этого, вышеперечисленные стратегии призваны помочь им чувствовать себя комфортно при общении, даже если они заикаются. Это может повысить их уверенность в себе и помочь им справиться с проблемой самостоятельно, а не говорить им, что нужно делать по-другому.
Прямая модель лечения предполагает, что специалист по лечению заикания работает с ребенком, обучая его определенным речевым паттернам. Существует несколько различных стратегий, которые используют специалисты, но обычно они включают в себя помощь ребенку расслабиться перед тем, как заговорить, регулировать дыхание и постепенно переходить от односложных слов к более длинным словам и, наконец, к предложениям.
«Это также может включать обсуждение эмоций ребенка по поводу заикания и любых физических проявлений, которые возникают при заикании», — добавляет Фан. Поскольку заикание часто обостряется в ситуациях, когда ребенок чувствует тревогу или напряжение, разговор о том, что это за ситуации и как заикание заставляет их чувствовать себя, может помочь детям преодолеть или избежать их. Результат: Уменьшение случаев заикания.
Ни одна из моделей лечения не является более эффективной, чем другая. В зависимости от тяжести заикания ребенка и симптомов, которые у него наблюдаются, специалист по лечению заикания определяет, какая из них лучше всего подходит.
«В конечном счете, цель логопедической помощи малышам с заиканием — способствовать развитию беглости речи, а также поощрять их продолжать говорить независимо от того, заикаются они или нет», — добавляет Картик.
Заключение
Заикание у малышей — не редкость и может пройти само по себе. Но если симптомы сохраняются дольше 6 месяцев по мере взросления ребенка и сопровождаются вторичным физическим поведением, или если в вашей семье есть история заикания, возможно, вам стоит обратиться к специалисту по патологии речи. Они могут работать с вами и/или вашим ребенком, чтобы стимулировать здоровые речевые паттерны и облегчить общение без стресса. Если у вас есть вопросы, касающиеся конкретно вашего ребенка, обратитесь к педиатру или медицинскому работнику вашего ребенка, чтобы получить направление к специалисту.