Как проводить логопедические занятия дома

Как проводить логопедические занятия домаКак и любой другой навык, приобретенный в детстве, обучение ясному общению — как в плане того, как вы говорите, так и в плане выбираемых вами слов — развивается в течение многих месяцев и лет. Некоторые дети начинают лепетать уже в раннем детстве, в то время как другие остаются молчаливыми, пока не освоят речевые модели.

По данным Американской академии педиатрии (AAP), большинство детей начинают говорить в возрасте от 1 до 2 лет. К 2 годам большинство детей имеют обширный запас слов (например, «мяч», «собака», «мама» или «папа», «чашка», «есть») и часто объединяют слова в вопросы и предложения из двух слов.

Если кажется, что ваш ребенок не попадает в диапазон нормы для речи, это не может быть признаком задержки речевого развития, но также может быть целесообразно начать выполнять с ним простые речевые упражнения дома.

По словам детского логопеда из Массачусетса Алисы Гусенофф, домашняя логопедия может быть особенно полезна для детей у которых есть только легкие задержки или ошибки артикуляции. Более серьезные проблемы, такие как регресс речи, должны обсуждаться с лицензированным логопедом.

Вот руководство по проведению основных логопедических занятий с ребенком дома, начиная с первых шагов и заканчивая обращением за помощью к специалисту.

Оцените свои возможности

Нет причин заниматься логопедией в одиночку, если в вашем районе есть ресурсы, которые могут вам помочь. Во-первых, вам следует проконсультироваться с педиатром, если вы считаете, что у вашего ребенка задержка речевого развития или проблемы с артикуляцией. Педиатр может рассказать об этапах развития речи и дать вам знать, действительно ли ваш ребенок испытывает трудности.

«Важно знать, что соответствует развитию речи, а что просто предпочитают родители», — говорит Гусенофф. «Родители, не имеющие педиатрического образования, могут не понимать, что 4-летним детям еще не нужен звук «р»».

Оцените своего ребенка

Если вы решили попробовать домашние логопедические занятия (вместо профессиональных услуг или, возможно, пока вы ждете, когда появится логопед), то то, что подойдет вашему ребенку, будет зависеть от нескольких факторов.

Возраст

Маленьким детям будет трудно сосредоточиться и сконцентрироваться на том, что вы называете «терапией». Вы можете попытаться сделать все весело и легко, но ребенок, который слишком мал, чтобы понять, что он делает речевые ошибки, может быть не восприимчив к их исправлению. Ребенок постарше может быть более мотивирован на улучшение своей речи, потому что это означает, что его будут лучше понимать сверстники и воспитатели.

Темперамент

Опять же, дети, которых не так легко расстроить, с большей вероятностью будут работать над речью вместе с родителем. Дети с низкой устойчивостью к фрустрации могут воспринимать терапию как негативный опыт.

Тип необходимого речевого вмешательства

Если у вашего ребенка задержка речевого развития (он произносит гораздо меньше слов, чем положено в его возрасте) и если у него проблемы с артикуляцией (он произносит звук «т» вместо твердого звука «с»), то подходы к терапии будут разными.

Сопутствующие заболевания

Если ваш ребенок отстает только в одной области, возможно, вам будет проще медленно догонять его дома. Если же проблемы с речью возникают вместе с другим заболеванием, например, аутизмом, вам, возможно, стоит обратиться за профессиональной помощью.

Экспериментируйте с домашними методами

Когда вы будете готовы к дальнейшим действиям, вы можете попробовать различные подходы к тому, как помочь ребенку улучшить свою речь. Вот некоторые из любимых стратегий Гусеноффа.

Перестаньте предугадывать потребности вашего ребенка

Мы знаем, что очень заманчиво подхватить то, что хочет ваш ребенок, когда он просто показывает на это, но это не побуждает его использовать свои слова. Дайте им возможность попросить крендельки, говорит Гусенофф, а не хватайте их, как только ребенок укажет на шкаф.

Сведите к минимуму использование пустышки

Если ваш подросший малыш или дошкольник все еще пользуется пустышкой, бывает очень трудно отказаться от этой привычки, но также очень трудно говорить с пустышкой во рту, поэтому продолжение использования пустышки во время развития речи может прервать этот процесс.

Предлагайте варианты

Вместо того чтобы спрашивать: «Что бы ты хотел выпить?», спросите ребенка: «Ты хочешь молоко или сок?». Ребенку, испытывающему трудности с формированием словарного запаса, будет полезно услышать варианты и иметь возможность выбрать один из них, а не ожидать, что он сам вытянет нужное слово из воздуха.

Повышение наглядности

«Когда вы произносите название предмета, подносите предмет ко рту, чтобы ребенок видел, как двигается ваш рот», — рекомендует Гусенофф. Это создает непосредственную визуальную связь между предметом и тем, как слово, обозначающее этот предмет, формируется во рту».

Играйте в игры

По очереди повторяйте слова друг за другом (например: «Я скажу «яблоко», а ты скажешь «яблоко». Готовы? ‘Яблоко’. Твоя очередь!»). Игры «подгляди за мной» также способствуют развитию речи, удерживая внимание ребенка, как и игры в прятки. Гусенофф говорит, что прятать предметы по всему дому, например, прятать мелкие предметы в тесто для игры, а также прятать предметы в контейнеры — все это побуждает детей задавать вопросы, делать восклицания и просить о помощи.

Подсказывайте и удерживайте (в пределах разумного)

Если ваш ребенок испытывает трудности, потому что у него просто не было возможности практиковать различные типы речи, вам придется научиться не стесняться того, что он иногда чувствует себя неловко. Не доводите ребенка до слез, но вполне нормально сделать паузу или отстраниться, чтобы посмотреть, сможет ли он в итоге сам решить свою проблему, когда ему что-то понадобится.

Например, Гусенофф говорит, что вы можете помочь ребенку надеть один ботинок, а затем встать и уйти. Зовет ли ваш ребенок вас, чтобы привлечь ваше внимание? Если да, спросите его, что ему нужно (вы знаете ответ, но притворитесь, что не знаете!). Цель состоит в том, чтобы побудить ребенка общаться самостоятельно, а не всегда полагаться на вас.

Повторение

Большинство детей лучше всего учатся, когда что-то повторяется снова и снова (и снова!), и это часто верно и для речи. Когда ваш ребенок правильно произносит слово, повторяйте его за ним в позитивном тоне. Если ваш ребенок допустил артикуляционную ошибку, говорит Гусенофф, повторите его неправильно, чтобы он услышал, что он сказал на самом деле, а не то, что он думает, что сказал. Некоторые дети могут не понимать, что они совершают ошибку, пока мама или папа не повторят им ее!

Проводите много наблюдений

Теперь, когда вы уделяете время логопедическим занятиям дома, важно начать отслеживать прогресс вашего ребенка. Гусенофф говорит, что при освоении нового навыка легко забыть или не заметить, с чего начинал ваш ребенок, а значит, вы можете недооценить его прогресс. Ведите записи или журнал, чтобы вы могли наглядно отслеживать свои усилия.

Гусенофф также рекомендует обращать внимание на то, какие слова вы можете понять из уст вашего ребенка по сравнению с тем, что могут понять, например, бабушка, дедушка или совершенно незнакомый человек. Между этими тремя показателями будут различия (например, вы понимаете 75 процентов, ваша свекровь — 50 процентов, а незнакомец — 25 процентов), но между каждым уровнем не должно быть огромных разрывов. По данным Nemours, большинство людей, независимо от того, насколько хорошо они знают вашего ребенка, должны понимать большую часть речи вашего ребенка к тому времени, когда ему исполнится 4 года.

Знайте свои ограничения

Важно понимать, что вы можете направлять и помогать своему ребенку дома, способствуя развитию столь необходимых навыков, но вы можете оказаться не в состоянии исправить более серьезные проблемы без помощи специалиста. Одно дело — помочь ребенку более четко произносить звуки «г» и «б», но совсем другое — научить его формировать более сложные звуки с участием языка или задней стенки глотки.

Гусенофф добавил, что дети, которые очень расстроены своими речевыми проблемами, которые регрессируют или не делают никаких успехов, которые нащупывают звуки, но не могут двигать ртом, а также дети, которые испытывают проблемы с качеством жизни из-за ошибок или задержек в общении, не являются лучшими кандидатами для домашней логопедии и выиграют от профессиональной помощи.

Если вы достигли предела того, что можете обеспечить своему ребенку самостоятельно, постарайтесь не воспринимать это как личную обиду. Вместо этого сделайте все, что в ваших силах, а затем обратитесь за дополнительной помощью. Педиатр вашего ребенка — отличное место для начала: они часто знают все местные ресурсы и могут направить вас в нужном направлении.

Поделиться

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *