Что представляет собой гиперлексия?

Что представляет собой гиперлексия?Дети с гиперлексией часто являются читателями-самоучками, которые могут читать намного лучше, чем положено в их возрасте, но с трудом понимают прочитанное. Они умеют расшифровывать написанные слова, но испытывают трудности с пониманием.

Термин «гиперлексия» был введен в 1967 году и обычно характеризуется четырьмя признаками. К ним относятся развитые навыки чтения, раннее обучение чтению без обучения, сильное предпочтение букв и книг, а также сопутствующее неврологическое расстройство.

«Когда этот термин был впервые использован, еще в 1960-х годах, гиперлексия применялась специально для описания детей с нарушениями нейроразвития, которые также демонстрировали довольно высокие навыки чтения слов«, — объясняет Лаура Джастис, доктор философии, эксперт в области речи и слуха и заслуженный профессор психологии образования в Университете штата Огайо.

«Существуют различные способы определения (или диагностики) гиперлексии, наиболее распространенным из которых является различие между когнитивными способностями и способностями к чтению, причем способности к чтению значительно превосходят ожидаемые на основе когнитивных способностей«, — объясняет доктор Джастис.

Это состояние часто связано с расстройством аутистического спектра (ASD), но не всегда.

Гиперлексия и аутизм

Спустя 50 лет после того, как впервые был введен термин «гиперлексия», это состояние теперь связано с аутизмом и часто упоминается как одна из савантных способностей при аутизме. Однако ученым еще предстоит выяснить, как она связана с аутичным познанием и типичным освоением чтения.1

Эта особенность характерна для аутизма. [Дети с аутизмом] часто узнают слова, но с трудом понимают смысл текста или абзаца. — Роберт Назиф, доктор философии

«Дети с таким сильным интересом к буквам с удовольствием читают слова, но испытывают трудности со смыслом«, — говорит Роберт Насиф, доктор философии, психолог, специализирующийся на аутизме и практикующий в Alternative Choices, независимой психологической практике в Пенсильвании. «Эта особенность характерна для аутизма. [Дети с аутизмом] часто узнают слова, но с трудом понимают смысл текста или абзаца«.

В целом, гиперлексия тесно связана с аутизмом: в 84% случаев детей с гиперлексией относят к аутистическому спектру. Тем не менее, только у 6-14% детей с диагнозом «аутизм» обнаруживается гиперлексия. Гиперлексия также может проявляться наряду с другими нарушениями нейроразвития.

Признаки и симптомы

Наиболее очевидным и распространенным признаком, связанным с гиперлексией, является ускоренное чтение слов, говорит доктор Джастис. Следующим по распространенности является сильное увлечение буквами, другими печатными формами, а иногда даже цифрами.

«Иногда родители замечают, что их маленький ребенок полностью увлечен буквами, как другой ребенок может быть увлечен грузовиками, поездами, мячами и так далее«, — говорит доктор Насиф. «Во многих случаях они любят буквы еще до того, как узнают их звуки«.

Исследования визуализации мозга также показывают, что области мозга, связанные с визуальной обработкой, могут быть более активизированы у людей с гиперлексией. — Лаура Юстис, доктор философии

Как только они начинают читать или расшифровывать слова в книгах, дети с гиперлексией кажутся исключительными читателями, но им трудно ответить на вопрос собеседника, потому что им требуется очень много языковых средств.

«У меня были ученики, которые приходили в школу, читая «Джуни Б. Джонс», но не имели базовых языковых навыков для чтения на таком уровне», — говорит Дайана Уимет, MA, CCC-SLP, логопед в одном из школьных округов центрального Огайо. «Другими словами, они могут читать на высоком уровне в раннем возрасте, но не могут понять, что они читают«.

Оуимет считает, что структура и предсказуемость алфавита является частью тяги к буквам, словам и книгам для детей с гиперлексией. Для них чтение — это повторяющееся, ограничивающее поведение, основной целью которого является декодирование, а не понимание.

«Оценка навыков, связанных с чтением, у детей с гиперлексией также указывает на тенденцию иметь очень хорошие зрительно-перцептивные навыки (например, скорость распознавания букв, мысленное вращение цифр)«, — говорит доктор Джастис. «Исследования визуализации мозга также показывают, что области мозга, связанные с визуальной обработкой, могут быть более активированы у людей с гиперлексией«.

Лечение гиперлексии

Хотя эффективное и точное декодирование слов является необходимой частью чтения, это не единственный навык, необходимый для успеха в учебе. Для успешного обучения учащиеся также должны уметь понимать то, что они читают, а также интегрировать прочитанное в домашние задания и другие школьные дела.

По этой причине детям с гиперлексией, скорее всего, придется работать с различными специалистами, такими как дефектологи и нейропсихологи, чтобы они могли научиться решать свои проблемы с чтением.

Важно отметить, что не существует определенного способа лечения гиперлексии. На самом деле, лучшие планы лечения не только учитывают интересы всего ребенка, но и призваны помочь ему максимально раскрыть свой потенциал.

«Первый вопрос, который нужно задать — каковы сильные и слабые стороны ребенка?» — говорит Оймет. «Затем спросите, как мы можем использовать эти сильные стороны для работы над слабыми?«.

Согласно Американской ассоциации речевого языка и слуха, полезно также думать о студентах с гиперлексией как о «читателях со швейцарским сыром». Другими словами, внешне их навыки чтения выглядят прочными, но есть пробелы в понимании, которые становятся все более заметными по мере взросления и усложнения учебной работы.

Помните, что вы, как родитель, являетесь важной частью плана лечения вашего ребенка. Вы часто будете первым человеком, который узнает, что нужно вашему ребенку, а также что работает, а что не работает. Делайте заметки о том, что вы наблюдаете, и регулярно общайтесь с учителями, терапевтами и медицинскими работниками вашего ребенка.

План лечения вашего ребенка, скорее всего, будет развиваться и меняться по мере его роста и обучения, и вы играете в этом важную роль. В целом, детям с гиперлексией может потребоваться участие в логопедических занятиях, практика общения и уроки, обучающие их понимать прочитанное.

Советы по преодолению гиперлексии

Если у вашего ребенка диагностирована гиперлексия или просто есть признаки гиперлексии, важно собрать команду профессионалов, которые помогут ему развить навыки понимания. Чем раньше будет предпринято вмешательство, тем больше вероятность того, что ребенку будут предоставлены инструменты, необходимые для развития навыков понимания.

Хотя для родителей нормально и автоматически делать поспешные выводы или рассматривать наихудшие сценарии, вы должны стараться этого не делать. — Диана Оуимент, МА, CCC-SLP

«Им нужна помощь в развитии фонологической осведомленности«, — говорит Уимет. «В школе также существует большая языковая нагрузка. Детям с гиперлексией и аутизмом каждый день задают много вопросов, и в конце дня они устают«.

Важно помнить об этом и предоставлять им возможности, которые помогут им расслабиться и отдохнуть. Вам также необходимо убедиться, что вы получаете поддержку. Работа с таким заболеванием, как гиперлексия, может вызывать недоумение и разочарование. Обращайтесь к надежным источникам информации и старайтесь избегать худших сценариев.

«Некоторые студенты в процессе обучения или терапии приобретают навыки, которые могут помочь им ликвидировать эти пробелы, а другие студенты могут постоянно испытывать трудности«, — говорит Оймет. «Хотя для родителей нормально и автоматически делать поспешные выводы или рассматривать наихудшие сценарии, вы должны стараться этого не делать«.

Оуимет советует обратиться к логопеду или попросить направление к специалисту. Она также советует родителям поговорить с учителями вашего ребенка, потому что у них часто есть идеи о том, что можно сделать дома, чтобы поддержать то, что ваш ребенок изучает в школе.

«Но в конце концов, будьте родителями«, — говорит Оймет. «Любите их и заботьтесь о них. У них есть разница в обучении, поэтому убедитесь, что у них есть инструменты и ресурсы, которые им нужны. Между третьим и четвертым классом происходит большой скачок, когда дети переходят от умения читать к умению читать, чтобы учиться. Мы не хотим отправлять детей в среднюю школу без этого навыка«.

Заключение

Если ваш ребенок начал читать в удивительно раннем возрасте, это не означает, что у него гиперлексия или он находится в спектре аутизма. Иногда одаренные дети тоже начинают читать в очень раннем возрасте. Главное — распознать раннюю способность вашего ребенка к чтению и поговорить об этом с профессионалом. Он поможет определить способности вашего ребенка к обучению и необходимость лечения.

Если у вашего ребенка диагностирована гиперлексия, помните, что это означает, что у него уникальный способ обучения и общения. Не уклоняйтесь от обследования вашего ребенка. Диагноз позволит выявить любые недостатки в процессе чтения, чтобы ваш ребенок мог освоить новые навыки для решения этих проблем. При соответствующем вмешательстве он сможет научиться максимально раскрывать свой потенциал.

Поделиться

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *