Дислексия — это неспособность к обучению, при которой люди испытывают трудности с определенными языковыми навыками, в частности с чтением.
Люди с этим расстройством обычно испытывают трудности и с другими языковыми навыками, такими как правописание, письмо и произношение слов.
Характеристики
Дислексия — это расстройство обработки языка, поэтому она может затрагивать все формы языка, включая устную и письменную речь. Вот лишь некоторые характеристики, связанные с этим заболеванием.
Устный язык
- Трудности с приобретением словарного запаса или использованием соответствующей возрасту грамматики
- Трудности с изучением алфавита и рифм
- Трудности с произношением слов
- Поздно начинает говорить
- Проблемы с выполнением указаний
Чтение
- Трудности с запоминанием названий и форм букв или с быстрым называнием букв
- Трудности при устном или молчаливом чтении
- Пропускает или неправильно читает небольшие слова
- Постоянная путаница с буквами б, д, р, ж (после первого класса)
- Медленный темп чтения
- «Спотыкается» на длинных словах
- Проблемы с обратным ходом и порядком букв
Письменный язык
- Трудности с организацией письменной речи в предложения и абзацы
- Трудности с корректурой
- Проблемы с почерком
- Зеркальное письмо (написание букв, слов или даже целых предложений задом наперед)
- Проблемы с обучением правописанию (люди могут хорошо справляться с еженедельными тестами по правописанию, но иметь много ошибок в повседневной работе)
- Проблемы с копированием
- Проблемы с изложением идей на бумаге
- Неуверенность в понятиях «право» и «лево».
Симптомы этого заболевания могут проявляться в любом возрасте, но обычно они появляются в детстве.
Если у вашего ребенка есть один или два из этих признаков, это не обязательно означает, что у него дислексия. Переворачивание букв и зеркальное письмо являются нормальным развитием в младшем школьном возрасте.
Причины
Исследователи не знают точно, что вызывает это расстройство, но они считают, что в этом может быть виновата проблема в процессе развития, которая влияет на то, как мозг обрабатывает информацию. На тяжесть дислексии могут влиять и факторы окружающей среды.
Есть также некоторые свидетельства в пользу того, что это расстройство является наследственным. Согласно одному обзору, до 60% детей, родившихся у родителей, страдающих дислексией, также заболеют этим расстройством.
Дислексия не связана с отсутствием интеллекта или желания учиться. Многие люди с дислексией обладают интеллектом среднего или выше среднего уровня.
Диагностика
Не существует единого теста, позволяющего диагностировать дислексию. Вместо этого врачи используют различные тесты и наблюдения в зависимости от возраста человека. Это означает, что обследование ребенка в детском саду может отличаться от обследования старшеклассника.
Будет проведено физическое обследование, чтобы выявить возможные физические причины, которые могут затруднять чтение, например, нарушения слуха и зрения. Если физические причины не обнаружены, врач может направить ребенка на обследование к психологу.
Оценка
Во время первичной оценки психолог изучит биографию вашего ребенка и информацию о семье. Сюда входят формы приема, школьные записи, записи и отчеты о предыдущих обследованиях.
Затем он проведет стандартизированные тесты, чтобы измерить некоторые из следующих областей:
- Понимание
- Навыки декодирования
- Беглость и точность
- Знание букв
- Понимание на слух
- Фонематическое понимание
- Фонологическое понимание
- Скорость чтения
- Составление предложений
- Распознавание слов
Некоторые тесты прямо обозначаются как тесты на дислексию. Однако многие специалисты используют диагностические тесты на чтение, письмо и язык, которые не обозначаются как тесты на дислексию.
После тестирования вы получите письменный отчет от психолога. Этот отчет обычно составляет 8-10 страниц и включает диагноз, рекомендации по терапии, мероприятия для домашней практики, а также помощь и приспособления в школе.
Лечение
При надлежащей помощи многие люди с дислексией могут научиться хорошо читать и писать, но ключевое значение имеют раннее выявление и лечение. Для улучшения состояния учащихся с дислексией часто требуется интенсивное обучение языку, чтению и мультисенсорным навыкам.
Школы также могут применять приспособления и модификации, чтобы помочь ученику добиться успеха. Например, ученику с дислексией можно дать дополнительное время на выполнение задания и разрешить записывать лекции на пленку, а не делать записи.
Дома они могут использовать флэш-карты для развития навыков распознавания слов и слушать книги (а не читать их). Они также могут использовать компьютерные программы для проверки орфографии и программы преобразования речи в текст для помощи при письме.
Логопедическая и языковая терапия может быть направлена на развитие артикуляции, фонематического восприятия, рецептивного языка, экспрессивного языка и других симптомов речевых и языковых расстройств.
Что делать, если вы подозреваете, что у вашего ребенка дислексия
Если вы считаете, что у вашего ребенка дислексия, обратитесь к директору школы или консультанту за информацией о том, как направить ребенка на обследование. Для обсуждения вашего запроса будет проведено собрание. Перед тем как принять участие в собрании, узнайте о своих правах как родителя ребенка с потенциальной инвалидностью.
Учащиеся колледжей и профессиональных программ могут обратиться в консультационный отдел своего учебного заведения за информацией о правилах, программах и стратегиях, помогающих достичь успеха.