Логопедическая помощь при задержке развития речи и языка у детей дошкольного возраста

Логопедическая помощь при задержке развития речи и языка у детей дошкольного возраста

Различия в речи между детьми и их сверстниками могут проявиться, когда они начинают взаимодействовать друг с другом в формальной учебной среде, например, в дошкольном учреждении. Одни говорят простыми предложениями, а другие могут связывать несколько слов в более сложные предложения. А некоторые могут испытывать трудности с произношением определенных звуков или заикаться при быстрой речи.

Когда эти различия становятся очевидными, родители, естественно, беспокоятся, что их дети не развиваются в нужном темпе. Если речевое и языковое развитие вашего дошкольника отстает от сверстников или отличается от них, вы можете подумать и забеспокоиться, что ему может понадобиться логопедическая помощь, чтобы наверстать упущенное. Но во многих случаях различия, которые вы замечаете, являются нормальными.

Помните, что отставание в развитии коммуникативных навыков не обязательно означает неизбежное нарушение речи или языка. Вместо того чтобы предполагать худшее, следите за признаками задержки речевого развития и поговорите с педиатром вашего ребенка, если вы обеспокоены. Вот обзор некоторых моментов, на которые вам следует обратить внимание.

Вехи речевого развития

Когда нужно определить, есть ли у вашего ребенка задержка речевого или языкового развития, обратите внимание на то, достигает ли он определенных рубежей в соответствии с его возрастом. Однако помните, что конкретные речевые и языковые навыки развиваются в определенный промежуток времени, а не в определенном возрасте.

Поэтому, даже если ваш ребенок немного отклоняется от указанных временных рамок, его развитие все равно может быть нормальным. Эти этапы являются лишь ориентирами для большинства детей, у которых развиваются определенные языковые навыки.

На самом деле, по данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств, эти вехи были разработаны для того, чтобы помочь врачам и другим медицинским работникам определить, идет ли ребенок по плану или ему требуется дополнительная помощь. Вот обзор вех, которых должен достичь ребенок в возрасте от 2 до 5 лет.

Вехи речи

Возраст от 2 до 3 лет
  • Произносит звуки к, г, ф, т, д и н
  • Говорит так, что его понимают члены семьи и друзья
  • Имеет слово почти для всего
  • Просит называть предметы по имени или привлекать к ним внимание
Возраст от 3 до 4 лет
  • Отвечает на простые вопросы «Кто?» «Что?» «Где?» и «Почему?».
  • Слушает телевизор на том же уровне, что и остальные члены семьи
  • Формирует предложения из четырех и более слов
  • Говорит легко и не требует повторения слогов
  • Слышит вас, когда вы зовете из другой комнаты
В возрасте от 4 до 5 лет
  • Внимательно слушает рассказ и отвечает на вопросы по нему
  • Называет некоторые буквы и цифры
  • Использует рифмованные слова и грамматику взрослых
  • Легко общается с другими детьми и взрослыми
  • Правильно произносит большинство звуков
  • Использует предложения с подробным описанием
  • Рассказывает истории, не отклоняясь от темы
  • Слышит и понимает, что говорят в школе и другие.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок не проходит эти этапы, поговорите со своим педиатром о том, что вы наблюдаете дома. Он может провести обследование и при необходимости направить вас к специалисту для более глубокого тестирования.

Признаки задержки речевого развития

Помимо несоблюдения основных этапов развития, есть и другие признаки задержки речевого развития, на которые вам следует обратить внимание. Для начала прислушайтесь к тому, что говорит ваш ребенок и как он это говорит.

Например, если ребенок старше 3 или 4 лет, а он все еще говорит в основном отдельными словами или короткими фразами, а не полными предложениями, это может быть поводом для беспокойства. Аналогичным образом, дошкольник с задержкой развития может делать хватательные жесты в сторону игрушечного грузовика и говорить «грузовик», а не «я хочу грузовик».

Дети с задержкой речевого развития и возможными проблемами со слухом также могут пропускать начальные звуки слов или произносить слова, состоящие более чем из одного слога.

Они также могут заменять похожие звуки, например, говорить «туф» вместо «зуб» или «парм» вместо «ферма». Иногда такие различия в речи являются результатом частых инфекций среднего уха в период раннего развития речи.

В других случаях речевые ошибки могут быть вызваны недостаточной координацией языка и мышц во рту ребенка. Логопеды называют это координацией оральной моторики. В любом случае, логопедия обычно может улучшить речь при таких состояниях.

Поведение, за которым нужно следить

Задержка речевого и языкового развития также может проявляться в поведении вашего ребенка. Иногда, когда ребенок легко расстраивается при выполнении действий, связанных с общением с другими людьми, выслушиванием инструкций или выполнением указаний, это является предупреждающим знаком о наличии речевых проблем.

Аналогичным образом, если речь вашего ребенка сильно отличается от речи других детей в детском саду или если учителям и другим детям трудно понять вашего ребенка, это тоже может быть признаком задержки развития речи. Если ваш ребенок кажется невнимательным к окружающим, не интересуется занятиями в классе или играми с другими, это тоже может быть тревожным знаком.

Обратите внимание, если вашему ребенку трудно говорить, он злится, кусается или бьет других детей вместо того, чтобы использовать свои слова. Такие действия часто являются результатом разочарования и неспособности общаться с помощью слов.

Между тем, дети, которые показывают на предметы или людей, хватаются за них и издают звуки, чтобы обозначить свою реакцию, вместо того чтобы называть предметы или людей по имени, также могут иметь признаки задержки речевого развития. То же самое касается детей, которым трудно следовать инструкциям или указаниям, состоящим из одного или двух шагов.

Как найти помощь

До 20% детей в возрасте от 2 до 7 лет сталкиваются с той или иной задержкой развития речи. Иногда простые задержки развития речи носят временный характер и проходят сами по себе при небольшой дополнительной помощи с вашей стороны и со стороны вашей семьи. В других случаях вашему ребенку потребуется вмешательство квалифицированного специалиста.

Главное — определить, что именно влияет на языковые трудности вашего ребенка, и от этого отталкиваться.

В случае простой задержки развития речи важно уделять больше времени играм и чтению с ребенком, а также поощрять его «говорить» с вами, когда ему нужно что-то сообщить. Если вы всегда отвечаете, когда он хрюкает или указывает на что-то, вы невольно позволяете ему задерживать использование слов. Вместо этого сделайте минутную паузу и попросите их найти нужные слова. Не стоит помогать им, если они все еще испытывают трудности.

Кроме того, если у вашего ребенка диагностирована задержка речевого или языкового развития и ему меньше 3 лет, ваш педиатр может направить вас к дефектологу для дальнейшего обследования.

Заключение

Если вы обнаружили, что у вашего ребенка более серьезная проблема, например, потеря слуха, нарушение обработки информации, заикание или другая речевая проблема, важно как можно скорее оказать ему необходимую помощь. Откладывать вмешательство или просто надеяться, что ребенок перерастет это или поправится сам, редко бывает разумным решением. Раннее лечение и вмешательство могут помочь детям овладеть навыками, необходимыми для успешного обучения в школе.

Поделиться

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *