Умение говорить — одна из самых интересных вех в развитии ребенка. Большинство детей начинают говорить в возрасте от 12 до 18 месяцев — если под «начать говорить» вы подразумеваете «сказать первое слово». Существует множество других этапов развития речи и языка, которые происходят как до, так и после первого слова.
Трудно ждать все эти месяцы, пока наши дети начнут говорить нам то, что у них на уме. В конце концов, не иметь возможности понять, что они чувствуют, — один из самых нервных аспектов ухода за малышом. И пока мы ждем, мы можем беспокоиться: почему это так долго? Считаются ли эти воркование и лепет разговорами? Что делать, если у моего ребенка задержка речи?
Эти вопросы (и многие другие) являются обычными. Давайте рассмотрим, чего ожидать от развития языковых навыков вашего ребенка и что делать, если у вас возникли какие-либо опасения.
Навыки раннего общения
Даже если это не похоже на правду, ваш ребенок начинает общаться с вами сразу после рождения. Плач — один из единственных способов общения на первых порах, но, безусловно, очень мощный.
Со временем большинство родителей способны понять, что означают крики ребенка, а также как удовлетворить его потребности еще до того, как он начнет плакать. Этот обмен мнениями между родителями и ребенком — первый способ научить малыша общаться и наладить контакт с вами.
Помимо плача, есть и другие способы общения с ребенком в первые месяцы жизни, и все они являются предвестниками развития речи.
Вот что нужно знать об этих ранних языковых вехах:
- В два месяца ваш ребенок начнет поворачивать голову в вашу сторону, когда вы говорите; он также может начать издавать воркующие и булькающие звуки.
- К четырем месяцам ваш ребенок начинает лепетать и даже может начать копировать некоторые звуки и интонации, которые вы произносите, и отвечать на вашу речь собственными звуками (по очереди).
- К шести месяцам между вами и вашим ребенком появляется больше общения. Ваш ребенок может отвечать на ваши вопросы и просьбы определенными звуками, а также начинает откликаться на свои имена. В этом возрасте их лепет становится более отточенным, в нем появляется больше звуков «м» и «б».
- К девяти месяцам ваш ребенок будет смотреть на вас, когда вы произносите его имя, и произносить много звуков «мама» и «бабаба». Они будут поднимать руки, чтобы сказать вам, что хотят, чтобы их взяли на руки.
Распространенные первые слова
Большинство детей произносят свое первое слово к тому времени, когда им исполняется год. Однако некоторые дети могут сказать свое первое слово раньше или позже этого срока.
Примерно в это же время вы заметите, что у вашего ребенка развиваются и рецептивные языковые навыки — он понимает, что вы говорите. На самом деле, рецептивные навыки часто появляются раньше экспрессивных (разговорных) навыков. Поэтому если ваш ребенок указывает на предметы, понимает простые инструкции («дай маме ложку») и поворачивает голову, когда вы его зовете, это очень хорошие признаки нормального развития речи.
Обычные первые слова содержат звуки «б», «г» и «м», которые малышу легче всего произнести, поэтому «мама» или «дада» обычно становятся победителями! Однако существует большой разброс, и некоторые дети произносят более непонятные первые слова.
У вашего ребенка могут быть определенные звуки, которые означают определенные вещи или несколько вещей. Например, «баба» может означать «бутылочка», «банан» и «ребенок».
Вы можете определить, что звук, который произносит ваш ребенок, означает слово, если он произносит это слово, обращаясь к определенному человеку или предмету, и если он делает это с определенной степенью последовательности.
В возрасте одного года дети могут показывать пальцем и махать руками, и они могут произносить слова, показывая пальцем и жестикулируя, качая головой, когда говорят «нет», или махая рукой, когда говорят «пока».
Когда дети начинают говорить предложениями?
Младенцы обычно начинают говорить всего несколько слов, и они могут неделями и месяцами не пополнять свой словарный запас новыми словами. Однако в возрасте от 18 месяцев до двух лет у большинства детей происходит языковой взрыв, и они узнают примерно одно новое слово в неделю.
Однако ближе к двум годам дети начинают по-настоящему «говорить», то есть связывать свои слова в простые предложения. По данным Академии американской педиатрии (AAP), большинство двухлетних детей смогут указывать на картинки в книгах, людей и обычные предметы и называть их.
Они смогут произносить от 50 до 100 слов и начнут соединять слова вместе, составляя фразы из двух слов, например, «все готово» и «играй в мяч». Некоторые двухлетние дети начинают говорить предложениями из трех слов, а другие — абзацами.
Существует широкий диапазон «нормы», но к двум годам вы должны увидеть, что словарный запас вашего ребенка увеличивается, а также его способность понимать, что вы говорите, выполнять простые инструкции и использовать слова и жесты для общения.
Важно также отметить, что у двуязычных детей может наблюдаться задержка в развитии речи, поскольку они могут путаться, какой язык использовать. Педиатры спрашивают о языках, на которых говорят дома, чтобы отличить истинную задержку от нормального развития. (А двуязычие имеет много преимуществ!)
Поддержка развития речи и языка
Младенцы постоянно смотрят и слушают. Просто разговаривать с ними в течение дня — один из лучших способов помочь им освоить язык. Чтение книг и совместное пение песен также способствует развитию речи.
Американская ассоциация логопедов рекомендует проводить такие мероприятия, чтобы помочь младенцам и маленьким детям научиться понимать то, что вы говорите, и говорить самостоятельно.
- Когда вы рассказываете о том, что вы делаете или читаете книгу, называйте ребенку слова, обозначающие цвета, формы и числа: «Вот три зеленых яблока в нашей миске. Раз, два, три!»
- Разговаривайте с ребенком, даже пока он еще не умеет говорить. По очереди отвечайте на его звуки, смех и забавные лица.
- Когда ваш ребенок начнет узнавать и произносить слова, дополняйте их. Если он скажет «молоко», вы можете сказать: «Хочешь еще молока? Вот молоко в твоей синей чашке».
Признаки задержки речевого развития
Помните, что некоторые дети говорят позже других, а некоторые — раньше, и это нормально. Вехи — это все оценки, и нет ничего страшного, если ваш ребенок выходит за их пределы. Также возможно, что у ребенка есть задержка в экспрессивной речи (говорении), но он идет в ногу со временем, когда речь идет о рецептивной речи (понимании).
Задержка в развитии речи на самом деле довольно распространена; по данным AAP, каждый пятый ребенок научится говорить позже, чем другие дети его возраста. Иногда такие задержки проходят сами по себе.
Тем не менее, всегда полезно обсудить проблемы, связанные с развитием речи вашего ребенка, с вашим педиатром, чтобы он мог оценить задержку. Иногда задержка речи является признаком нарушения слуха, задержки развития или расстройства аутистического спектра.
Если у вашего врача есть какие-либо опасения по поводу задержки речевого развития вашего ребенка, он может попросить вас заполнить анкету о здоровье и развитии вашего ребенка, задать вам ряд вопросов, понаблюдать за вашим ребенком и пообщаться с ним, чтобы оценить его речевое развитие.
Они также могут направить вас к специалисту по слуху, логопеду или терапевту по развитию. Если вашему ребенку требуется дополнительная помощь, ваш педиатр или другой специалист может направить его на обследование.
Высказывать свои опасения по поводу развития речи ребенка может быть стрессом, но всегда лучше решать эти вопросы раньше, чем позже.
Если есть проблемы, необходимо как можно раньше начать терапию. Чем раньше вы выскажете свои опасения и выясните, нуждается ли ваш ребенок во вмешательстве, тем лучше. В большинстве случаев, если вмешательство проводится достаточно рано, оно может существенно изменить способности ребенка.
Заключение
Одна из самых захватывающих частей воспитания ребенка — это наблюдение за тем, как он достигает определенных этапов. Нет ничего более восхитительного, чем видеть, как ваш ребенок впервые улыбается, и нет ничего более волнующего (и вызывающего беспокойство!), чем наблюдать, как он делает первые шаги. Первый лепет, первое слово и первое предложение — эти моменты вы запомните и будете наслаждаться ими всю жизнь.
Конечно, вместе с ожиданием вех развития ребенка приходит и беспокойство. Вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок недостаточно быстро преодолевает вехи или что он не освоил их правильно. Вот почему важно всегда обсуждать свои тревоги и опасения с педиатром — он сможет направить вас на правильный путь и успокоить любые ваши тревоги.