Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека и представлять, что он чувствует, даже если мы не сталкивались с подобными обстоятельствами. Это сложный навык, который необходимо моделировать и учить, если мы надеемся вырастить добрых и сострадательных детей.
Эти рекомендации предназначены для детей 4-10 лет и могут быть адаптированы для всей семьи.
ЗАКЛАДЫВАЕМ ФУНДАМЕНТ
Чтобы начать воспитывать добрых детей, мы должны помочь нашим детям развить словарный запас слов, обозначающих эмоции, чтобы они могли обозначать свои собственные чувства, а также определять чувства других людей.
Вот несколько слов, которые вы, возможно, захотите ввести в обиход:
- радостный, веселый, удивленный
- любопытный, заинтересованный, любящий
- благодарный, застенчивый, удивленный
- смелый, энергичный, глупый
- спокойный, смущенный, скучающий
- раздраженный, расстроенный, обеспокоенный
- разочарованный, сердитый, испуганный
- одинокий, нервный, гордый
Мы можем сделать это, указывая и используя лексику во время чтения историй, просмотра фильмов или телепередач и в течение нашего обычного дня. Потренируйтесь делать разные лица в зеркале и обозначать эмоцию. Играйте в шарады эмоций! Сможете ли вы угадать, какую эмоцию пытается передать каждый человек?
Научиться регулировать свои эмоции — важнейший социальный навык. Хотя наши дети будут испытывать все чувства, мы хотим помочь им выражать их должным образом.
Мы можем сделать это, одобрив их чувства и обозначив эмоцию, особенно если они еще не умеют этого делать. «Ты рассердился, что она схватила твою игрушку. Я бы тоже рассердился».
Пусть они знают о последствиях своих действий, а не стыдят их. «Когда мы кого-то пихаем, нам нужно уйти, чтобы остыть, и тогда мы не сможем играть с игрушками».
А затем дайте им модель правильного поведения: «Если кто-то схватил твою игрушку, скажи, что ты хочешь ее вернуть, или попроси о помощи».
Как взрослые, мы можем демонстрировать хорошие примеры терпения и доброты в нашем собственном общении. Но быть хорошим примером для подражания может означать также извиниться за собственное поведение и попробовать в следующий раз! Легко запутаться в дорожной суете, спортивном соперничестве, раздражении на предприятиях и т.д., но это часто ситуации, в которых наши дети внимательно наблюдают за нами!
- Попробуйте «читать» картинки в рассказах или попросите ребенка «читать» картинки вам. Когда мы убираем письменное слово, мы обращаем больше внимания на визуальные подсказки на картинках. Попробуйте определить, что чувствует человек, и догадайтесь, почему он так себя чувствует.
- Аналогично, посмотрите передачу без звука! Можете ли вы следить как за действием, так и за тем, что чувствуют и как реагируют на него персонажи? Либо сделайте паузу на протяжении всей программы для обсуждения, либо попросите ребенка прокомментировать то, что он воспринял в конце. А теперь вернитесь и посмотрите со звуком! Насколько близка была ваша первоначальная догадка к тому, что произошло на самом деле?
- Бессловесные книжки-картинки и бессловесные короткометражки полагаются на визуальные средства для передачи эмоций и реакций, поэтому в них, как правило, больше внимания уделяется мимике и языку тела. Они могут быть особенно полезны для детей, которые с трудом «считывают» сигналы лица и тела.
18 способов научить сопереживанию
ПРАКТИКА ДОБРОТЫ К СЕБЕ
- Когда все, что вы изучаете, является новым, вам может казаться, что у каждого это получается лучше (часто это особенно характерно для самых младших в семье). Составление таблиц с перечнем «что у меня получается» и «над чем я работаю» может помочь им держать достижения в перспективе.
- Вдумчивость — это ценная привычка, которую нужно прививать с раннего возраста, и существует множество вариантов того, как включить ее в свой день! Возможно, вы захотите попробовать несколько поз йоги или дыхательные упражнения. Прогуляйтесь или посидите в тишине на природе и обратите внимание на то, что вы слышите, видите, обоняете и чувствуете.
- Устанавливать границы и придерживаться их — это сложный навык даже для взрослых. Поэтому потренируйтесь противостоять другим или делать выбор не так, как другие. Часто мы думаем об этих «трудных ситуациях» как о чем-то, что нужно делать перед лицом «плохого выбора» (издевательства, курение, выпивка), но именно повседневные границы не менее трудны и дают нам практику для последующих, более серьезных последствий. Попробуйте потренироваться: попросить игрушку, которую кто-то взял или украл, выбрать для игры другого одноклассника, выбрать другую игру или носить то, что вам нравится, даже если это не является нормой. Это может быть отказ от приглашения или предложение альтернативы: «Спасибо за приглашение! Я с удовольствием приду на ужин и поиграю, но не останусь на ночь».
Когда мы говорим о внимательности и заботе по отношению к другим, мы хотим быть уверены, что не даем понять: «Это сделает их счастливыми», поскольку на самом деле мы не можем контролировать чьи-то чувства. Лучше представить цель заботливых действий так: «Это позволит им понять, что мы думаем о них и нам не все равно».
СОСТРАДАНИЕ К СЕМЬЕ
- Обучение манерам — это ясный, легко усваиваемый урок даже для самых маленьких. «Пожалуйста» и «спасибо» — это внешние знаки признательности.
- Вы можете помочь ребенку составить «списки желаний» подарков для каждого члена семьи, чтобы отработать навыки оценки перспектив. Это может быть трудно! Папа, вероятно, не хочет новый набор Lego; возможно, он предпочтет новый велосипед. Списки желаний — это не списки покупок, поэтому позвольте им разгуляться! Они могут использовать идеи, чтобы украсить открытку для каждого человека и продемонстрировать, как хорошо они его знают! Дети постарше могут написать свой список и нарисовать картинки на открытке. Ребенок помладше может вырезать картинки из каталога или новостного журнала.
- Мы можем помочь нашим детям понять менее материальные подарки, за которые мы благодарны, попросив членов семьи назвать то, что заставило их чувствовать себя хорошо в этот день. Родитель может помочь дать контекст или переформулировать выбор, чтобы отразить благодарность, когда дети еще не в состоянии это сделать. «Ты был рад, что вышел сегодня поиграть на улицу? Я тоже был благодарен, что у нас был солнечный день». «Ты был счастлив, что пошел в гости к Коле? Похоже, ты ценишь то, что тебя пригласил друг».
- Помимо слов «Я люблю тебя», начните говорить детям о том, что вам нравится в них или о поступках, которые они совершили в этот день. «Мне нравится, что ты помог своему брату прибраться в игровой комнате». «Мне нравится, когда ты рассказываешь мне о своем школьном дне в машине».
- Забота о домашнем животном — это прекрасная возможность проявить сострадание и сочувствие к другому человеку! Малыши могут опорожнять и наполнять водой миски, помогать с кормлением, а также учиться читать сигналы вашего питомца, чтобы понять, нравится ли ему ласка. Другая работа включает в себя выгул или купание питомцев и уборку отходов.
Ответственность за работу по дому демонстрирует уважение к окружающей среде, а также к своей семье, и даже самые маленькие дети могут помочь! Малыши могут положить салфетки и чашки на стол или разнести заранее приготовленные закуски. Дети могут отвечать за то, чтобы складывать грязную одежду в корзину, вешать куртку и рюкзак на крючок и ставить обувь в специально отведенное место. Дети постарше могут помогать убирать посуду со стола, убирать игрушки, складывать белье, готовить и убирать свои собственные закуски. - Когда мы играем в игры дома, мы склонны привыкать к тому, что «мама всегда зеленая», «я всегда беру красное» и т.д., но, позволяя другим сначала выбрать жетон для игры, мы часто тренируемся быть гибкими, что помогает нам позже, когда мы играем с друзьями и одноклассниками. Пусть ваш ребенок иногда использует другой игровой элемент или попробуйте предложить другим варианты со вкусом мороженого, леденцов или сока, прежде чем они выберут свой собственный.
- Вместо того чтобы позволять младшим идти первыми, предоставьте им привилегию выбирать, кто пойдет первым! Даже если они часто будут выбирать сами, это все равно хорошая практика. Если напомнить им об этом, а затем уважать их выбор, то в конечном итоге это изменит ситуацию: «Папа уже давно не ходит первым, но ты можешь решать».
СОСТРАДАНИЕ К ДРУЗЬЯМ И СВЕРСТНИКАМ
- Регулярный вопрос: «Кто сегодня был (счастлив/печален/злой)?» поможет вашему ребенку начать сопереживать эмоциям других людей. Продолжите урок вопросом: «Что ты хочешь, чтобы люди делали, когда ты чувствуешь себя (счастливым/грустным/злым)? Хотя вам не нужно просить их оказать помощь своему другу, предположительно, эмоциональное состояние к этому моменту уже наступило и прошло, прохождение через этот процесс в конечном итоге позволит им предложить поддержку в тот момент в будущем.
- Когда мы поощряем детей говорить кому-то что-то приятное, они обычно делают комплименты внешности или другим материальным объектам, например: «Мне нравятся твои туфли». «Мне нравится твой плюшевый медведь». Помогите им научиться делать комплименты действиям/поведению, демонстрируя это на собственном примере. «Ты хорошо поработал, помогая мне убираться». «Мне нравится, как ты поешь и танцуешь!».
- Попробуйте писать благодарственные письма за подарки на день рождения и праздники. Помогите детям обратить внимание на то, что вызывает у нас благодарность (подарок или действие), а затем подумать о том, почему мы это получили. Что мы чувствуем в связи с этим, и как мы выражаем свою благодарность в ответ?
ДОБРОТА ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ
- Для более конкретного проявления сострадания вы можете поддержать организацию, которая собирает подарки для нуждающихся семей. Для маленького ребенка может быть трудным опытом ходить в магазин и выбирать игрушки для кого-то другого, но в конечном итоге это того стоит. (Примечание: постарайтесь исключить «веселые» покупки для вашего ребенка или семьи во время этого похода по магазинам, чтобы сосредоточиться на помощи другим). Еще не дошли? Купите консервы для продовольственной акции. Пусть ваш ребенок поможет отнести пожертвования!
- «Тайные добрые поступки — это еще один способ поддержать праздничное настроение. Обсудите с ребенком действия, которые он может совершить, даже если их не заметят. Это может быть уборка чужого беспорядка, помощь в открытии двери или переносе вещей для кого-то или комплимент. Я поощряю детей говорить приятные вещи о ком-то, даже если его нет рядом, например, сказать однокласснику: «Ник сегодня забил отличный гол!».
- Передавайте вышедшие из моды игрушки/одежду с позиции «это поможет им узнать, что кто-то думал о них», а не с жалостью («у них нет игрушек»).
- Придумайте дружеские и вдохновляющие послания, которые можно оставить на тротуаре или дороге с помощью тротуарного мела. Перед началом работы подумайте о том, как большинство читателей будут взаимодействовать с посланием. Предназначено ли оно для бегунов, которым может понадобиться ободрение и которые могут прочитать что-то более мелкое? Это для автомобиля, который едет по улице? Им нужно что-то простое, короткое и гораздо более крупное.
А вы воспитываете сострадательных детей? Надеюсь, этот краткий список вдохновит вас!